КАВКАЗ 2013

АВГУСТ 2013 год

Не могу не рассказать о планировании самой компании. Руководителями нашей экспедиции были Владимир Дмитриевич Будюк и Эдуард Фёдорович Мурашко. Именно на их плечи легла ответственность по грамотному решению «головоломки» планирования, питания, маршрута, акклиматизации, безопасности. План менялся, кроился несколько раз. По прошествии времени могу сказать с уверенностью: получилось на девять балов! Хочу ответить еще на один вопрос, который у читателя, вероятно, возникает: «А как же ваше состояние здоровья и физическая подготовка?» Отвечу: группа, которая восходила на Эльбрус, прошла медосмотр накануне отъезда и не всем, к сожалению, разрешили поездку. По физической подготовке за команду отвечал я. Многие готовились за 8-9 месяцев индивидуально, а в сборе команда готовилась интенсивно в последние полтора месяца. Процесс выдержали. Часто после занятий участники переговаривались: зачем нас так гоняют? Мы что, на руках на гору пойдём? На эти вопросы долго ждать ответа не пришлось.
В горах сами ответили на поставленные вопросы, с легкостью шагая в гору и поднимая тридцати килограммовые рюкзаки, а некоторые ещё и помогали своим товарищам.
И вот все сборы позади. Прощание с близкими на вокзале, фото на память - и мы в пути. За окном мелькали еще привычные глазу белорусские пейзажи. Дорога медленно тянулась. И вот, наконец, мы в городе Минеральные воды. Ещё часа три на автобусе, и проезжая блокпосты, мы добрались к началу нашего активного отдыха, к посёлку Верхний Баксан. Посёлок находится в уникальном месте: бурная река, огромные снежные вершины переливались на солнце и манили своим величием. Чувствовалась прохлада от рядом лежащих ледников. Мешкать не пришлось, день близился к концу. Оставив часть вещей и продуктов в Баксане, мы вышли по направлению к оз. Сылтранкель. Пройдя несколько километров вверх и облюбовав прекрасное место, мы стали на первую ночевку. На следующий день и до самого вечера у нас был подъём. От зоны леса, мимо зоны альпийских лугов мы неторопливым шагом пришли к первым снежникам. Молочные облака нас укутали еще до заката солнца. Мимо, время от времени, проносились стада горных коз. И вот, к концу дня, мы вышли на небольшое плато, на котором простиралась водная гладь горного озера Сылтранкель. Подъём был нелёгкий, любоваться озером желания огромного не было, желание было только одно - спать! Навигация показала высоту 2850м.
Ранним утром (в 05.00) началось движение. Взяв с собой только штурмовые рюкзаки, мы вышли на акклиматизационный выход на одну из безымянных гор 3600м, а заодно и встретить рассвет. Морозное утро нас быстро разбудило и вдохновило на активное движение. Фотоаппараты не прекращали щелкать: уникальные пейзажи, восход, кулуары гор переливались всеми цветами радуги. На одно и то же место можно посмотреть через 5минут и увидеть что-то новое… Кавказский хребет плавно поднимался из темноты и напоминал огромного застывшего дракона. И вот из-за перевала показался Его Величество ЭЛЬБРУС. Он возвышался над всем горным массивом, сверкая в утренних лучах восходящего солнца. Наблюдая такие чудеса, чувствуешь себя маленьким муравьем и уж точно не царём Природы.
Утренние процедуры мы начали с купания в горном озере. Долго мы это затянуть не могли, вода была от +2 до +7. Позавтракав, мы продолжили свой маршрут. Спуск был нелегкий. Камнепады постоянно преграждали нам движение. К вечеру пришли к реке. И в очередной раз Природа показала кто у кого в гостях. Поток был настолько сильным и полным, что переправу пришлось отложить до утра (во второй половине дня снега обильно тают, что повышает уровень воды). Утром мы просто перешагнули через небольшой ручеёк и держали свой путь к долине нарзанов. Дальнейший путь уже не составлял трудностей. За два дневных перехода рюкзаки стали ощутимо легче. К обеду мы подошли к пастуху Хасану, который нас радушно принял и угостил всем, что имел в доме, удивляя нас своим неподдельным гостеприимством горца. Испив водички из нарзана и пообщавшись с местным населением, мы спали как младенцы. Следующие несколько дней были заняты спуском в Баксан и переездом в посёлок Терскол, к подножью г. Эльбрус. Первая часть нашего маршрута была завершена, акклиматизация проходила успешно у большинства состава. Маршрут восхождения на вершину был классический: с юга через «Приют Одиннадцати», мимо скал Пастухова и по косой полке на вершину.
В один из дней мы готовились к подъему на вершину. Надо было успеть решить большое количество организационных вопросов. Собрать тёплую пуховую одежду, зарегистрироваться в МЧС, заказать транспорт, подняться в «Приют Одиннадцати» до закрытия подъёмников. И вот подъём по канатной дороге. Быстрый набор высоты закладывал уши. Облака проплывали внизу. Появлялись первые куски застывшей лавы, рваные, острые, от тёмно-бордового до коричнево-чёрного цвета, переходящие в застывший поток. И вот мы у подножия ледника Гарабаши 3780м. Опять я почувствовал себя лилипутом. Неторопливым шагом мы пошли вперёд, спотыкаясь о мусор. Да, мусор! Глядя на то, как всё вокруг завалено сором, просто стыдно за человечество. Мусор, оставшийся ещё со времён 50-60г. Это и тросы, и разный металлолом, и бытовые отходы, оставляемые самими туристами. Хочется надеяться и верить, что «Россия воспрянет от сна» и туризм в этом регионе приобретёт цивилизованный характер. (Свой мусор мы снесли в контейнер вниз).
Обосновавшись в скалах « Приюта Восьми» мы поднялись в 01.00ч. Попив только чай, в составе 11 человек мы двинулись наверх. Красоту этой ночи трудно передать!... Температура -5-7 градусов. Ясно! Звезды, до них рукой подать, млечный путь поражал своим бескрайним величием и глубиной. Опустив глаза ниже, невольно натыкаешься на огромные черты Эльбруса, должна быть тишина… Но увы с 02.00 начинается движение. Как сотни светлячков, люди с фонариками на голове подымались гуськом в гору. Состоятельные туристы, желающие сэкономить время, совершают восхождение на ратраках и снегоходах до косой полки, а там уже в общую очередь. Стоимость коммерческого подъёма колеблется от 200 евро до 1000 евро. Ну а мы на своих двоих не идём тупо в лоб вершине, а передвигаемся траверсом (змейкой вправо и влево), догоняем и, по возможности, обгоняем других туристов. Нашей целью была Косая полка. Так называется часть участка горы, которая уходит узкой прямой тропой на седловину под углом 30-45 градусов. Развернуться на этом отрезке обратно не представляется возможным, так как народ подпирает сзади, справа крутой склон, слева ледник на протяжении как минимум 1000м с таким же уклоном. В случае срыва с тропы у тебя есть от 2-5 метров на то, чтобы себя остановить, а дальше так называемый «трупосборник»... И так добрались на высоту 5000м. Наш инструктор Эдуард Фёдорович объявил, что план мы выполнили. Трое из участников на этой отметке остановились. Сказалась недостаточная акклиматизация, им пришлось повернуть назад. Утро уже наступило, и стало пригревать солнышко. Оценив реально обстановку и погодные условия, наш бывалый инструктор предложил продолжить штурм вершины. Второго такого случая могло уже не быть. К примеру: встретили коллег из Ростова, так они прожили 4 дня на леднике и не смогли даже выйти из палаток. В результате ветер поломал каркас в одной из палатки, и решение было принято отложить штурм. Нас же гора приняла и встретила радушно.
Наступил какой - то провал в сознании и в памяти, как прошёл эту часть пути вспоминаю с трудо. Одно желание: спать. Когда проснулся - дикий аппетит, и к тому же стала сказываться нехватка кислорода, что заметно снизило темп передвижения. Вспомнились слова Владимира Дмитриевича Будюка : «Не идётся!» Не мог я его понять раньше, что значит « не идётся» , вот дорога, сил хватает… И вот только сейчас я стал понимать его слова. Отчего-то подумалось о Великой отечественной войне. Так прошел этап подъёма до седловины. На седловине стало веселее, и дыхании стало легче, и цель стала гораздо ближе. Взглянув на западную вершину, я в очередной раз был удивлён. Столько людей на тропе я видел разве что в очередях в лихие 90-е годы. На протяжении всего подъема на вершину стояла колона туристов с небольшим разрывом между группами. Терять время, стоять нам не хотелось. Было принято решение идти на Восточную вершину (Эльбрус - это потухший вулкан, имеющий восточную 5622м и западную 5642м вершины). Путь был не из лёгких, по лавовому потоку, по снежной целине, порой проваливаясь по пояс, мы осилили эту гору. Чувства, которые были на вершине, трудно передать. У кого-то слёзы навернулись на глаза, некоторые задумчиво сидели, кто-то любовался пейзажем. Лично я осознал произошедшее только на спуске. Кстати о спуске. Чаще всего несчастные случаи происходят именно на спуске. Человек, получивший огромные впечатления (цель достигнута, к этому - общая усталость и не хватка кислорода), порой не в состоянии оценить реальную обстановку и свои силы. Наш инструктор держал нас в поле зрения. Предупреждал о реакции организма на высоту, о резко изменяющихся погодных условиях. С 12.00 на леднике твердый снег стал превращаться в «скользкую» кашицу, где нас удерживали только «кошки». Вернувшись в лагерь, первое что хотелось –это пить… Здесь уже сознание вернулось к нам окончательно. Я понимал, что жидкости, солей и белка мы потеряли много. Начав с обильного питья чая (мелкими, но частыми порциями), мы закончили соленым напитком из томатной пасты, после чего улеглись спать. Сон прервал гром. Я не понял: может это опять ледник трещит, или камнепад? Но гром повторился. Всё стало ясно: гроза на высоте 4200, но только не с дождём, а со снегом, похожим на рисовую крупу. Быстро поужинав, мы улеглись спать. Ранее солнце нас разбудило. Выглянули из палатки и поняли, что нас завалило снегом. Немного поиграв в снежки, стали собираться вниз. Погода с утра опять нас баловала, снег искрился, чистое небо, огромный Кавказский хребет раскинулся от горизонта к горизонту, а величественный Эльбрус нас провожал в базовый лагерь в поселок Терскол. В лагере нас встретили с поздравлениями. Не верилось, что мы осуществили свою мечту….
Наша же экспедиция закончилась благополучно, и все поставленные цели были достигнуты благодаря Владимиру Дмитриевичу Будюку и Эдуарду Фёдоровичу Мурашко. Посвящалась экспедиция сорокалетию клуба «Цитадель»!..